Алфавит мойки |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Алфавит мойки |
16.10.2009, 10:19
Сообщение
#1
|
|
Опытный Группа: Детейлеры Сообщений: 253 Регистрация: 29.4.2009 Вставить ник Цитата Пользователь №: 163 Город: Москва Спасибо сказали: 66 раз(а) |
Любая мойка, будь то мытье посуды, стирка белья или чистка металлических поверхностей (скажем, кухонной плиты) подразумевает отделение жидких или твердых частиц загрязнений от обрабатываемой поверхности с последующим их удалением. Мойка автомашин не исключение: она работает по такому же принципу.
Кузов: основы основ В качестве активного реагента используются средства, представляющие собой композиции различных ПАВ – поверхностно-активных веществ, которые, говоря простым языком, вклиниваются между обрабатываемой поверхностью и частицами загрязнений, обволакивают их, переводят во взвешенное состояние и затем удаляются с поверхности – в данном случае, под воздействием давления воды. Усилителем процесса являются щелочные компоненты, способствующие разрушению частиц загрязнений и таким образом выступающие катализатором процесса. Исходя из вышесказанного, все основные моющие вещества, использующиеся при мойке автомобилей, представляют собой композиции ПАВ и щелочных компонентов. Соответственно, перед производителями средств для мойки автомобилей стоит задача производства концентрированных средств (удобных для перевозки и доставки), с тем чтобы снизить затраты на транспортировку. Иными словами, такие средства должны содержать оптимальное количество ПАВ и щелочей и не быть при этом сильнощелочными – обрабатываемые поверхности нужно беречь. Концентрация ПАВ при этом должна обеспечивать оптимальное время взаимодействия моющего раствора с обрабатываемой поверхностью автомобиля: от 30 секунд до 2 минут. Здесь и далее мы будем говорить о бесконтактной мойке как наиболее эффективном и распространенном способе. Конечно, нельзя забывать и о ручной мойке – о ней отдельный разговор. Лето и зима: в чем различия Основная рекомендация при мытье машины летом заключается в нанесении моющих веществ на сухую поверхность: это необходимо, чтобы ПАВ быстрее достигли обрабатываемой поверхности и начали отделение от нее частиц загрязнений. Если поверхность прежде была подвергнута водной обработке, вода заполняет поры, и меньший процент ПАВ достигнет поверхности. Особенность летних загрязнений еще и в том, что они быстрее осаждаются на сухую поверхность машины и под воздействием воздуха и времени цементируются, становятся более прочными. Чем «старше» грязь, чем сложнее ее отмыть. Именно поэтому рекомендуется наносить летом моющее средство на сухую поверхность автомобиля. В порах сухих загрязнений отсутствует вода; соответственно, проникновение туда поверхностно-активных веществ будет более эффективным, что обеспечит лучший моющий эффект и более оптимальное воздействие. Что касается зимних загрязнений, то они отличаются от летних по своему составу (соли и прочие дорожные реагенты); кроме того, они более плотные и содержат большее количество воды. Соответственно, зимой вначале рекомендуется провести обработку кузова водой под высоким давлением, чтобы удалить часть водорастворимых загрязнений и подготовить кузов к более эффективному воздействию моющего средства, подогрев его до более высокой температуры. Даже холодная вода из-под крана (температуры около +10ºС) обеспечит такой эффект, особенно при низких зимних температурах, когда моющее средство без предварительной водной обработки может попросту примерзнуть к кузову. Колеса, двигатели и прочие нюансы Колесные диски по определению более загрязнены, чем кузов автомобиля и, следовательно, для очистки должны быть подвергнуты более сильному воздействию моющих средств. Для мойки колес могут использоваться и щелочные, и кислотные средства, однако, как показывает практика, кислотные средства обладают лучшей моющей способностью и эффективнее удаляют сильные загрязнения. Кроме того, в кислотное средство можно ввести антикоррозионные добавки, эффективно работающие против ржавчины. Щелочные средства такой защиты не дают. Для очистки двигателя используют щелочные средства, но с меньшим содержанием щелочных компонентов, нежели при мытье кузова (открытые компоненты двигателя имеют пластиковые, алюминиевые поверхности, которые "боятся" высокого рН). С другой стороны, загрязнения на двигателе в основном имеют жиро-масляное происхождение (следы смазочных материалов), поэтому при их удалении показано использование органических растворителей в виде органических добавок. При окраске кузова автомобиля важно пользоваться специальными красками, имеющими в своем составе основу, собственно краситель и закрепитель (лак). Такие краски наносятся при определенных температурных режимах и эффективно закрепляются на поверхности. Некоторые краски не отличаются высокой стойкостью (особенно при нарушении технологии их нанесения) и могут начинать "сходить" уже при минимальном механическом воздействии. В этом случае лакировка кузова для машины становится жизненно необходимой, хотя существуют дешевые краски, которые смываются не только щелочью, но и обыкновенной водой. Для ускорения сушки автомобиля и придания поверхности кузова дополнительного блеска используются специальные средства, называемые восками (хотя, в сущности, они далеко не всегда таковыми являются). Восковые растворы наносятся на поверхность кузова методом распыления или просто выливаются на кузов. Помимо вышеуказанного эффекта, восковая пленка защищает кузов от загрязнений, облегчая его последующее мытье. Зимой эффективность наличия на кузове восковой пленки возрастает еще больше: она защищает кузов от дорожных реагентов, способствующих разрушению его поверхности. Услуга воскования кузова хорошо распространена в странах Западной Европы: в нашей стране она пока не так популярна – возможно, в силу своей трудоемкости и ресурсоемкости. По опыту ведущих технологов, воскование машины занимает 20-25% времени ее полной обработки. В чем выход? Видимо, в разработке соответствующих предложений, отражающих затраты на осуществление данной услуги. Либо – в приготовлении воскового раствора и поливании машины из ведра. Перерасход материала – да, налицо, зато существенно сокращается время нанесения средства. Единого мнения на предмет того, не вредно ли поливать воском стекла, не существует: кому-то нравится, особенно в сильный ливень, когда огромные дождевые капли скатываются с лобового стекла, абсолютно не мешая обзору. Впрочем, то же можно сказать и о специальных средствах для обработки стекол: «антизапотеватель», «антидождь»… Вопрос весьма спорный: одним – нравится, другим – не очень. Технология химчистки салона в чем-то перекликается с профессиональной обработкой ковровых покрытий: для удаления загрязнений (которые на 95% те же, что и в домашних условиях) используется мощный моющий пылесос и моющее средство с сильным пенообразованием на основе высококонцентрированных ПАВ, которые эффективно вытягивали бы загрязнения с обрабатываемой поверхности. Препараты для ручной чистки салона, как правило, являются универсальными пятновыводными средствами и работают так же, как обычные пятновыводители, используемые домохозяйками. Антиобледенители и им подобные препараты, производящиеся многими западными производителями, разрабатываются на основе этилового спирта и в России относительно непопулярны. Видимо, в нашей стране они не найдут широкого распространения до тех пор, пока у нас будет выпускаться дешевая водка, которая, по мнению подавляющего большинства автолюбителей и автопрофессионалов, лучше любого специального средства. Панель управления салона автомобиля должна быть чистой, без пыли, а 80% владельцев машин предпочитают, чтобы она еще и блестела. Для покрытия панели управления используются специальные антистатические вещества, содержащие в своем составе силиконовые компоненты. Аналогично все большее распространение получает чернение резины: процесс напоминает воскование, а используемые при этом вещества могут также иметь в своей основе силиконы. Чем протирать Современные протирочные материалы – искусственные замши разрабатываются по принципу столь популярных среди домохозяек впитывающих губок, салфеток и отличаются хорошей впитывающей способностью благодаря своей пористой структуре и мягкой поверхности. Некоторые используют для протирки поверхностей кузова автомобиля натуральную замшу, что, на наш взгляд, не совсем эффективно, поскольку дорогостоящий материал под воздействием трения и загрязнений разрушается, и срок его службы не оправдывает затраты. Для протирки стеклянных поверхностей используется бумага или тканевые салфетки различной плотности, которая позволяет равномерно удалять со стекла загрязнения и полировать его таким образом, чтобы на поверхности не оставалось следов. Такие материалы поставляет любая уважающая себя фирма – производитель автокосметики. Ручная и бесконтактная мойка: плюсы и минусы Возвращаясь к началу повествования, следует отметить, что эффективность любого процесса мойки зависит от следующих основных факторов: концентрации и качества моющих средств, времени воздействия моющих средств на обрабатываемую поверхность (при бесконтактной мойки автомобиля - это время смачивания поверхности кузова - порядка 1 минуты), механического воздействия (в случае бесконтактной мойки эффективность механического воздействия прямо пропорциональна давлению струи и обратно пропорциональна квадрату расстояния от обрабатываемой поверхности) температуры (теплая вода отмывает лучше холодной). Эффективность мойки определяется взаимодействием указанных факторов (скажем, меньшая концентрация моющих средств может дать такую же эффективность мойки, если увеличить механические воздействия и т.д.). Однако при этом не следует забывать и об обрабатываемой поверхности: изменение соотношения факторов процесса может привести и к нежелательным последствиям. Собственно, это и лежит в основе, определяющей различия ручной и бесконтактной мойки. В процессе ручной мойки существенную роль играет человеческий фактор: экономия химматериалов (по принципу «надавим сильнее – ототрем») может привести к образованию на поверхности кузова микротрещин, куда впоследствии будет забиваться еще больше грязи, и ее станет еще труднее отмыть. Начинается цепная реакция, ухудшающая условия каждой последующей мойки. Это – основной минус ручной мойки. С другой стороны, человеческий фактор может сыграть и положительную роль: оптимальная концентрация моющих средств и более тщательная обработка обеспечивает щадящее качество очистки кузовов, покрытых нестойкими красками. Кроме того, при ручной мойке в основном используются моющие средства с более низким содержанием щелочи, что позволяет уменьшить возможность негативного воздействия на руки мойщика. Однако и это не бесспорно: не существует единого мнения, что лучше – больше щелочности или больше механических воздействий. Особенно при наличии дорожных реагентов в зимнее время. И все же основной минус ручной мойки (цепная реакция) оборачивается и главным преимуществом мойки автоматической – бесконтактной. Если машину регулярно подвергать бесконтактной мойке, то при каждой последующей обработке загрязнения удаляются легче, соответственно, сокращается время обработки, и возрастает качество мытья. Поверхность остается чистой, гладкой и наименее подвержена осаждению на нее загрязняющих компонентов. Принцип Мойдодыра сохраняется в полной мере: мыться нужно реге загрязняющих компонентов. Принцип Мойдодыра сохраняется в полной мере: мыться нужно регулярно и правильно. О том, как это делать правильно, мы и рассказали в данной статье. Александр ЮРКИН, КФ-Мн, Заместитель генерального директора, Главный технолог Cleanol |
|
|
16.10.2009, 10:58
Сообщение
#2
|
|
Опытный Группа: Детейлеры Сообщений: 253 Регистрация: 29.4.2009 Вставить ник Цитата Пользователь №: 163 Город: Москва Спасибо сказали: 66 раз(а) |
"Сущность моющего процесса"
В.Ю. Заботин " Загрязнения представляют собой смесь твердых частиц (пыли, сажи, соли и др.) и жировых пленок, прилипших к поверхности тканей и других предметов. Чтобы удалить загрязнения необходимо: 1. отделить загрязнение от очищаемой поверхности; 2. перевести грязевые частицы в моющий раствор; 3. удержать их в моющем растворе до его смены и устранить возможность повторного осаждения на очищаемую поверхность. Трудность удаления загрязнений водой связано с гидрофобностью поверхности грязевых частиц, к тому же вода, обладая большим поверхностным натяжением, стягивается в отдельные капли, и не проникает в различные зазоры и трещины в грязевом покрытии, что затрудняет отделение загрязнений от очищаемой поверхности. Гидрофобными, называются поверхности не смачиваемые водой, а гидрофильными - смачиваемые водой. Смачивание заключается в растекании капли жидкости, помещенной на поверхности твердого тела. Смачиваемость твердого тела жидкостью зависит от поверхностного натяжения жидкости, природы и состава жидкости и твердого тела. Например, поверхности, загрязненные маслами, хорошо смачиваются углеводородными растворителями и нe смачиваются чистой водой. При растворении в воде моющего средства поверхностное натяжение раствора резко уменьшается и раствор смачивает загрязнение, проникая в его трещины и поры. При этом снижается сцепляемость частиц загрязнения между собой и с поверхностью. В большинстве случаев загрязнения состоят из двух фаз: жидкой (масла, смолы) и твердой (асфальтены, карбены, почвенные и пылевые частицы и т, п.). Удаление таких загрязнений с поверхности происходит двумя путями: эмульгированием жидкой фазы (образованием эмульсий) и диспергированием твердой фазы (образованием дисперсий). Эмульсией называется система насыщающих жидкостей, одна из которых распределена в виде мелких капель в другой. Эмульсии подразделяются на два типа: прямые- "масло в воде", и обратные - "вода в масле". Под маслом здесь понимается любая органическая жидкость, не растворимая в воде и водных растворах. Эмульгирование и диспергирование загрязнений возможно в водных растворах ПАВов – поверхностно активных веществ. ПАВ - это полярные органические соединения. Их полярность обусловлена строением молекул, состоящих из двух различных по свойствам частей. Одна часть молекулы является гидрофобной (водоотталкивающей) и. способствует растворению ПАВ в масле, а другая часть - гидрофильной и способствует растворению ПАВ в воде. Введение ПАВ в моющие растворы приводит к появлению у них комплекса свойств, характеризующих моющее действие. Молекула ПАВа состоит из гидрофильной «головы» и гидрофобного «хвоста». В растворенном состоянии молекула ПАВа представляет собой ион, причем электрический заряд сконцентрирован в ее «голове». Именно это и обеспечивает гидрофильность: полярные молекулы воды сильно взаимодействуют с этой частью молекулы. В то же время «хвост» хотя и слабо взаимодействует с водой, может прилипать к мелким твердым частичкам грязи, погружаться в капельки жира и т. д. В результате молекулы ПАВа образуют как бы кокон, в который заворачивается нерастворимая в воде частица грязи. После этого взаимодействие облепленной детергентом частицы с водой усиливается, и она гораздо легче отделяется от очищаемой поверхности. Обратите внимание, что гидрофильные «головы» ПАВа несут на себе отрицательный заряд, и поэтому молекулы воды разворачиваются к ним атомами водорода. Их молекулы создают на поверхности капель масла прочные адсорбционные слои. Гидрофобная часть молекулы связывается с маслом, а гидрофильная: ориентируется в сторону водного раствора. При этом происходит гидрофилизация капель масла, что препятствует их слиянию (коалесценции). Вещества, в данном случае ПАВ, адсорбирующиеся на поверхности гидрофобных частиц, называются эмульгаторами. Диспергирование твердой фазы загрязнений происходит благодаря адсорбции ПАВ на частицах загрязнений. Малое поверхностное натяжение раствора позволяет ему проникать в мельчайшие трещины частиц загрязнения и адсорбироваться на поверхностях этих частиц. Адсорбированные молекулы ПАВ создают расклинивающее давление на частицы, разрушая и измельчая их. На процессы эмульгирования и диспергирования также большое влияние оказывает механическое воздействие раствора, способствующее разрушению загрязнений. Удержание (стабилизация) в растворе смытых загрязнения и предупреждение их повторного осаждения на очищенную поверхность является важным этапом в моющем процессе. Стабилизация загрязнений зависит от состава моющего раствора и технологических условий его Если проводить аналогию отмывания поверхности со стиркой белья, то в процессе стирки в моющий раствор попадает большое количество пузырьков воздуха. При этом они обволакиваются пленкой мыла. Пузырьки воздуха, заключенные в мыльную пленку, как имеющие малый удельный вес, стремятся всплыть на поверхность. При всплывании на поверхность мыльного раствора прочность пленок вокруг пузырьков воздуха увеличивается, так как они покрываются вторым слоем молекул мыла, расположенным на границе раздела воды и воздуха. Сталкиваясь, они образуют пену. Концентрация мыла в пленке вследствие накопления молекул мыла выше, чем в моющем растворе. Пена способствует механическому уносу загрязнений. При взбалтывании моющего раствора частицы загрязнений, покрытые мыльной пленкой, прилипают к пленкам пузырьков и вместе с ними всплывают, сталкиваясь в пене. В случае применения моющих средств в струйных моечных машинах пенообразование является отрицательный фактором, т.к. ограничивает использование интенсивного перемешивания моющего раствора. Механическое воздействие облегчает осуществление моющего процесса, т.к. перемешивание является катализатором химических процессов, также как и дополнительный подвод тепла (т.е. использование горячей воды).[color=#FF0000] Факультативно: Адсорбция - процесс концентрирования вещества из объёма фаз на границе их раздела. Сила поверхностного натяжения – это сила, действующая вдоль поверхности жидкости, перпендикулярно к линии, ограничивающей эту поверхность, и направленная в сторону ее сокращения Поверхностное натяжение может быть на границе газообразных, жидких и твёрдых тел. Обычно имеется в виду поверхностное натяжение жидких тел на границе «жидкость — газ». В случае жидкой поверхности раздела поверхностное натяжение правомерно также рассматривать как силу, действующую на единицу длины контура поверхности и стремящуюся сократить поверхность до минимума при заданных объёмах фаз. Проявления : Так как появление поверхности жидкости требует совершения работы, каждая среда «стремится» уменьшить свою поверхность: • в невесомости капля принимает сферическую форму (сфера имеет наименьшую площадь поверхности среди всех фигур одинаковой ёмкости) • струя воды "слипается" в цилиндр • маленькие объекты с плотностью, меньшей плотности жидкости, способны «плавать» на поверхности жидкости, так как сила тяготения меньше силы, препятствующей увеличению площади жидкости. • насекомые (Водомерки) способны передвигаться по воде удерживаясь на её поверхности за счёт сил поверхностного натяжения. Т.Е. ЭТО МЕРА ЛЕНИ ВЕЩЕСТВА Коэффициент поверхностного натяжения: - уменьшается с повышением температуры; - равен нулю в критической точке; - зависит от наличия примесей в жидкости. Водоро́дный показа́тель, pH (произносится «пэ аш»), — это мера активности (в случае разбавленных растворов совпадает с концентрацией) ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность, вычисляется как отрицательный десятичный логарифм концентрации водородных ионов, выраженной в молях на литр: pH = - lg [H+] Для удобства представления, чтобы избавиться от отрицательного показателя степени, вместо концентраций ионов водорода пользуются их десятичным логарифмом, взятым с обратным знаком, который собственно и является водородным показателем — pH). В чистой воде при 22 °C концентрации ионов водорода ([H+]) и гидроксид-ионов ([OH-]) одинаковы и составляют 10-7 моль/л, это напрямую следует из определения ионного произведения воды, которое равно [H+] • [OH-] и составляет 10−14 моль2/л2 (при 22 °C). Когда концентрации обоих видов ионов в растворе одинаковы, говорят, что раствор имеет нейтральную реакцию, pH нейтральных растворов равен 7. При добавлении к воде кислоты концентрация ионов водорода увеличивается, а концентрация гидроксид-ионов соответственно уменьшается, в кислых растворах [H+] > 10-7, то pH кислых растворов pH < 7. При добавлении основания — наоборот, повышается содержание гидроксид-ионов, а концентрация ионов водорода падает. Когда [H+] > [OH-] говорят, что раствор является кислым, а при [OH-] > [H+] — щелочным, аналогично pH щелочных растворов pH > 7. При более высоких температура% продолжение темы |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.11.2024, 0:04 |
© 2009–2022 Детейлинг–клуб.
Все права сохранены.
Перепечатка материалов сайта на сторонних ресурсах допускается в случае указания видимой активной ссылки на данный сайт, в печатных изданиях разрешается только с письменного согласия администрации car-care.ru